Что добавить к молоку? Прикорм

В соответствии с новыми данными, сроки введения прикорма при естественном вскармливании несколько сдвигаются по сравнению с теми, которые были приняты в нашей стране в течение многих десятилетий. Так, фруктовые соки и пюре желательно начинать давать после 3го месяца жизни ребенка, злаковые продукты прикорма — не ранее 4,5—5,5 месяцев, творог — с 5 месяцев, яичный желток — с 6 месяцев.

Мы уже говорили, что женское молоко богаче коровьего по содержанию ряда витаминов, но всетаки дети, находящиеся на естественном вскармливании, нуждаются в дополнительном введении витаминов и минеральных веществ. С этой целью детям дают фруктовые и овощные соки, которые к тому же положительно влияют на секреторную и двигательную, функции кишечника, а также на состав микрофлоры.

Еще не так давно была теория о том, что фруктовые и ягодные соки ребенок, находящийся на грудном вскармливании, должен получать уже с 3—4 недель, а в 2 месяца можно понемногу вводить овощные пюре, каши и т. д. Однако все течет и все изменяется... Сначала на Западе, а затем и у нас в России ученые на основании многолетних исследований пришли к выводу, что грудной ребенок должен получать новые продукты гораздо позже.

Главный аргумент в пользу этого — то, что в первые четыре месяца жизни желудочнокишечный тракт ребенка приспособлен к приему только жидкой пищи — материнского .молока или адаптированных молочных смесей. Это обусловлено особенностями строения и функционирования желудочно-кишечного тракта, незрелостью ферментных систем и функционального состояния почек, несовершенством иммунной системы — одним словом, общей «незрелостью» ребенка в первые 3—4 месяца.

Вот что говорит, например, о введении в рацион ребенка фруктовых соков один из ведущих специалистов по детскому питанию доктор медицинских наук, профессор И. Я. Конь, в лаборатории которого в Институте питания РАМН как раз и разрабатываются рекомендации по питанию для малышей: «Проведенная нами общая оценка рациона показала: даже со свежеприготовленным соком никаких особых витаминов, которые не входили бы в состав женского молока, 2—3месячный ребенок не получает. С консер-вированными соками и того хуже — в них часть витаминов всетаки разрушается, да и минеральных веществ не очень много. А вот то, что большинство детей в таком раннем возрасте неважно переносят соки, — доказанный факт. Мы провели специальное исследование, наблюдали 100 детей, поделенных на две группы. Одна исправно пила соки с 3недельного возраста согласно прежним рекомендациям, а другая «познакомилась» с ними только на четвертом месяце. У детишек из первой группы появилось в несколько раз больше аллергических реакций, гораздо чаще наблюдались нарушения со стороны желудочнокишеч-ного тракта. Словом, выяснилось: пользы от соков в этом возрасте практически никакой, а неприятности могуг быть. Так что лучшим временем знакомства грудничка с морковной, яблочной или лимонной влагой станет 4й месяц». Причем, как указывает ученый, «западные коллеги часто рекомендуют давать соки еще позже. Не исключаю, что и мы, проведя новые исследования, согласимся с ними».

Исследования последних лет, проведенные в Украине, полностью подтвердили справедливость новых взглядов на сроки введения в рацион грудного ребенка «новых» продуктов. Например, раннее (с первого месяца жизни) введение натурального яблочного сока, даже из зеленых сортов яблок, детям, находившимся на естественном вскармливании, чаще приводило к непереносимости ими этого фруктового компонента прикорма, чем у детей, получавших фруктовый сок в более поздние сроки — с 3го месяца. У детей, которые рано начали получать фруктовые соки, чаще отмечались аллергические реакции, а также снижение гемоглобина крови, так как у них нарушалось всасывание железа из желудочнокишечного тракта.

Итак, соки теперь рекомендуется давать ребенку (после еды) с трех месяцев, начиная с нескольких капель и постепенно увеличивая до 30—60 мл в сутки.
Сначала лучше использовать яблочный, персиковый, сливовый, черносмородиновый, через 2 недели — абрикосовый и томатный соки, а начиная с четырех месяцев — клюквенный и капустный. Виноградный сок детям до года лучше вообще не давать, так как он вызывает усиленное брожение в кишечнике. Сок моркови, малины, клубники, цитрусовых лучше давать детям после 6 месяцев и при этом внимательно наблюдать, не появится ли аллергическая реакция.
Кроме соков, при естественном вскармливании рекомендуется давать малышу фруктовоовощные или овощные отвары в количестве 30 мл в первом полугодии и 50—70 мл — во втором. Овощной отвар приготовить очень просто. 50 г вымытых и очищенных капусты, моркови, картофеля, кабачков нарезать мелкими ломтиками, залить 100 мл холодной воды и варить под крышкой до готовности и полного разваривания. Затем процедить через стерильную марлю, довести до кипения и перелить в стерильную бугылочку.

С 3,5—4 месяцев в рацион вводят фруктовые, а с 5 месяцев — овощные пюре: начинают с 1/2 чайной ложки и постепенно увеличивают объем до 30 г — в первом полугодии, а затем до 100 г — во втором. Обычно сначала дают пюре из яблок, а затем и из других фруктов с нежной клетчаткой (абрикосы, груши и др.). При запорах полезно пюре из чернослива. Кроме пюре домашнего приготовления, можно использовать фрукговое пюре для детского питания промышлейного производства.
В нашей стране долгое время было принято вводить в рацион 2—3месячного ребенка творог. Одним из основных аргументов в пользу применения творога является предположение о том, что дети, находящиеся на естественном вскармливании, недополучают белка. Однако многочисленные исследования показывают, что, несмотря на индивидуальные особенности белкового состава, молоко матери всегда адекватно физиологическим и биохимическим осо-бенностям ее ребенка и обеспечивает его потребности в белке до 4—5 месяцев жизни. Поэтому нет крайней необходимости во введении такого источника незаменимых аминокислот, каким является творог, раньше, чем в 5 месяцев. При искусственном же вскармливании достаточная обеспеченность ребенка белками достигается за счет их высокого содержания в смесях, заменяющих молоко.

Профессор И. Я. Конь считает, что творог ребенок должен получать еще позже — с б месяцев: «Творог — прежде всего источник белка и кальция. Если ребенок получает грудное молоко до 5—6 месяцев, он прекрасно обеспечен хорошо усваиваемыми белками. Если он находится на искусственном вскармливании, тем более не испытывает недостатка в белке, потому что в заменителях грудного молока по сравнению с женским содержание белка завышено приблизительно в 1,5 раза — «искусственникам» так и нужно. Вот почему детям до 6 месяцев творог как дополнительный источник белка требуется только в особых случаях — при резкой нехватке белка в рационе. Тогда педиатр назначает так называемую белковую дотацию. А все остальные приучатся к творожку — этому прекрасному продукту — с 6 месяцев. Порция постепенно будет увеличиваться, и к году малыш станет съедать его уже 50—60 г».

С 5—5,5 месяцевуже не совсем грудной?

Потребности ребенка 5—5,5 месяцев в основных пищевых веществах уже не удовлетворяются только за счет грудного молока. Ребенку необходимы другие продукты — прикорм, с которым он получает минеральные вещества, сложные углеводы, балластные ве-щества, необходимые для нормального функционирования желудочнокишечного тракта. Прикорм нужен и для того, чтобы постепенно приучать ребенка к густой пище, подготовить его к отлучению от груди. .Блюда для прикорма должны иметь однородную консистенцию, чтобы ребенку было легко глотать. От правильного введения прикорма во многом зависит аппетит ребенка. При введении прикорма малыша переводят на пятиразовое кормление с 4часовыми перерывами днем и 8часовым — ночью.





По материалам сайта: http://www.mamashka.com.ua/content/view/12515/302/
 
 
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100